Интервью с выпускницей «Школы лекторов» фонда «Эволюция» и победительницей «Первой кафедры» Таней Шнайдер

Blog Featured Image

25-26 мая 2019 года в Культурно-просветительском центре «Архэ» состоялся финал Всероссийского конкурса для начинающих лекторов «Первая кафедра».

Мы пообщались с победительницей в номинации «Точные и естественные науки» Таней Шнайдер о её работе, подготовке научно-популярных лекций и обучении в «Школе лекторов» фонда «Эволюция».


— Расскажи о себе. Где ты живёшь, где работаешь?

Я — Таня Шнайдер. И быть ей порой очень непросто, но как-то с этим справляюсь. Последние 10 лет живу в Новосибирске. Альма-матер — НГУ, который я нежно люблю за многое, но прежде всего за друзей. Последние 7 лет работаю в ИЦиГе СО РАН в отделе молекулярных механизмов онтогенеза (зав. д. б. н Серов О. Л.). Лабораторию я тоже нежно люблю, опять же, за людей.

— Когда ты решила стать клеточным биологом и почему? Чем ты занимаешься непосредственно?

Никогда не планировала! :) Да и назвать себя «чистым» клеточным биологом не могу. Сейчас, как мне кажется, большинство исследований междисциплинарные. То, в котором сейчас тружусь, относится именно к такому типу. Поэтому приходится немного быть всем: клеточным, молекулярным биологом, генетиком и даже чуть-чуть нейробиологом. Если говорить о конкретной работе, то сейчас мы изучаем функцию гена CNTN6 в нейрогенезе человека. Есть предположение, что мутация в нём может приводить к нарушениям умственного развития. Пытаем установить всю последовательность молекулярных и клеточных событий, которые могу привести к такому нарушению.

— Какими навыками должен обладать современный биолог?

Отвечу, скорее, для ученых в целом: уметь искать информацию и анализировать её, критически мыслить, быть стрессоустойчивым. Мне кажется, это три наиболее важных навыка, которые нужно приобретать в первую очередь.

— Что послужило толчком к тому, чтобы заняться популяризацией?

Сложно как-то вычленить конкретное событие. Скорее это цепочка событий, которые случались в моей жизни, и люди, которые появлялись в ней. В целом, знакомство с «популярным» форматом науки у меня произошло в университете. Это были лекции по эволюции Павла Михайловича Бородина. Тогда я впервые узнала, что о науке можно говорить так!

— Как ты узнала о наборе в школу лекторов фонда «Эволюция», расскажи о том, что там было, что тебе дало обучение?

Ответ прост: за фондом «Эволюция» я слежу (в хорошем смысле этого слова) регулярно. Идея попытаться попасть на школу лекторов появилась сразу (с первого набора), но реализовалась только спустя несколько лет. То командировки, то сомнения, то зима (зимой меня вообще на великие свершения не тянет). Но, вернувшись из очередной командировки и увидев объявление об очередном наборе, решилась. И не зря :). Советую всем! Мне кажется, что прежде всего, у начинающего лектора на школе есть возможность получить обратную связь о своих сильных лекторских сторонах и не очень, а значит понять, над чем нужно работать.

— Расскажи о подготовке к конкурсу «Первая кафедра». Как менялась лекция «Об искусстве искусственных органов»?

Как за фондом «Эволюция», так и за «Архэ» я давно слежу (опять-таки в хорошем смысле этого слова!). Как только увидела объявление, сразу решила попробовать. На втором этапе стало понятно, что всё очень серьёзно, поскольку появилась возможность познакомиться с работами других участников. У большинства участников был отличный уровень и, мне кажется, было невероятно сложно выбирать. Для того, чтобы убедиться в этом, я настоятельно рекомендую найти на YouTube-канале центра «Архэ» этот замечательный плей-лист, который предоставит вам несколько десятков часов удовольствия от начинающих лекторов.

После того, как был сформирован шорт-лист, началась подготовка к заключительному этапу. Моей лекции об искусственных органах уже около 9 месяцев, поэтому она успела пережить многое. Самое главное, что с ней случилось — она разрослась, поэтому её пришлось урезать. А это один из самых трудных моментов. Он мне напоминает игру в «Дженгу»: постоянно есть ощущение, что после удаления одного из блоков в лекции, она сломается. В конечном итоге и лекция, и я выстояли, чему я несказанно рада! :)

— Откуда ты узнаёшь профессиональные новости и что рекомендовала бы прочитать?

Тут несколько вариантов:

1. PubMed — здесь можно найти все, но фильтровать!

2. У специализированных журналов, статьи из которых вы чаще всего читаете, наверняка есть электронные рассылки. Удобно, когда без дополнительного этапа поиска можно почитать «свежайшие сливки».

3. Научно-популярные издания: N+1, Элементы, Биомолекула и т. д. К счастью, у нас их много!

— Что ты посоветуешь коллегам, которые только планируют выступить с научно-популярной лекцией?

1. Репетировать! Долго и упорно. Особенно когда опыта мало. Это позволяет выявлять слабые места в лекции (и быстро их чинить) и адекватно оценивать время.

2. Следить за структурой лекции — ход ваших мыслей должен быть понятен не только вам, но и слушателям.

3. Знать меру с шутками, мемасиками и прочим. Чрезмерное количество или неуместность в определённой аудитории может только испортить восприятие и впечатление от лекции.

4. Любить людей. Или, как минимум, быть дружелюбным. Иначе ни лектор, ни слушатели удовольствия от такого взаимодействия не получат.


Новости по теме




back to top