Закончилось обучение второго набора «Школы лекторов»

Blog Featured Image

Закончилось обучение второго набора «Школы лекторов» просветительского фонда «Эволюция». 12 студентов, кандидатов наук, научных сотрудников, учителей и начинающих лекторов, выбранные на конкурсной основе, развивали свои презентационные навыки, учились говорить просто о сложном, понимать и чувствовать аудиторию. В «Школе» — два преподавателя: Светлана Боринская работала над научным содержанием лекций, Никита Карпов — над актерским мастерством. Подробно рассказываем, что такое «Школа лекторов», кто в ней учился и преподавал, каковы результаты второго набора и что ждет будущих «школьников».

Кто и зачем учился в «Школе»?

Во втором потоке «Школы лекторов» участвовали Степан Водопьянов, Екатерина Дулова, Борис Иванов, Максим Казарновский, Ксения Козловская, Полина Кривых, Татьяна Крихтова, Юлия Кузнецова, Яков Медведков, Ирина Симанова, Илья Ферапонтов и Олег Фея. Вот что они рассказывают о своей мотивации.

«Мне кажется, в России ученые — это какие-то волшебники, живущие в другом мире, с которыми обычный человек никогда столкнуться не сможет в принципе. Этот подход общества надо менять», — Максим Казарновский, студент факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Меня смущает „война“ с РПЦ и другие тревожные процессы в обществе. Думаю, что перепалка только вредит популяризации. Наиболее актуальная задача — доказать государству, что от научного подхода к решению задач и просвещения есть польза», — Степан Водопьянов, младший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных факультета биологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Если я позиционирую себя как ученый, то должна не только заниматься наукой, но и уметь понятно рассказать людям с разным бэкграундом о своих работах. Наука — это интересно! Ходить на лекции — классно! Эти фразы должны стать реальностью для большинства, тогда мы будем быстрее развиваться как страна и как общество», — Полина Кривых, студентка 3-го курса факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (лаборатория «Восприятие»).

«Моя главная задача — давать людям информацию о других людях, чтобы в конечном итоге мы все не поубивали друг друга», — Татьяна Крихтова, научный сотрудник Лаборатории социологии религии ПСТГУ, преподаватель антропологии религии.

«Меня интересует разработка достаточно компактных, но подробных курсов по отдельно взятым дисциплинам, которые дадут слушателю если и не глубокое представление о предмете, то хотя бы помогут выстроить базу для дальнейшего самостоятельного обучения, обозначат ключевые точки темы — достигнутые результаты, сложности», — Алексей Мазур, Lin Industiral, инженер-математик по системам управления.

О чем рассказывают начинающие популяризаторы?

Об аутоиммунных заболеваниях, кольчатых червях, суперспособностях человека, нейропластичности мозга, двумерных кристаллах, ракетной технике глазами математика, симметрии в природе, работе психотерапевтов, о географии и экологии.

Как проходило обучение?

«Со всеми обсудила и помогла выбрать тему лекции, дальше работали над планом, который присылали либо в виде текста, либо в виде проекта презентации. Дальше шла работа над презентацией и формулировками. Дала рекомендации дополнительной литературы, хороших популярных выступлений по теме. Например, Степану Водопьянову, который хотел рассказать о червях, послала лекцию Алексея Водовозова про паразитов», — Светлана Боринская.

«С каждым “школьником” мы провели 6-8 скайп-колов и 3 “живых” занятия, в том числе отчетное выступление перед всеми участниками», — Никита Карпов.

Что получили участники «Школы»?

«Мне нужно было повысить четкость и плавность речи — я это улучшил и знаю, как улучшать дальше», — Олег Фея, младший научный сотрудник в МФТИ.

«Больше всего мне понравилась индивидуальная работа — подготовка велась отдельно с каждым „школьником“. Я получила множество ценных советов и подсказок», — Ирина Симанова, диплом Биофак МГУ, PostDoc Donders Institute Nijmegen.

«Я обрела заметно больше уверенности в публичных выступлениях, ощущала собственный прогресс и рост во время занятий», — Полина Кривых.

«Хорошо чувствуется профессионализм преподавателей. Объясняли все понятно и по делу. Понравилось регулярно общаться с тренером актерского мастерства, узнал много, казалось бы, очевидного, но на что часто не обращал внимания», — Степан Водопьянов.

Что говорят о втором потоке «Школы» ее преподаватели?

«Среди „школьников“ — много молодых, все увлеченные, эрудированные, с сильно развитым чувством справедливости, желающие делать доброе дело. И желающие учиться делать это хорошо. У всех потрясающе интересные темы докладов, широкий круг интересов. Просветители, одним словом. На заключительных докладах и на неформальной встрече после докладов сразу возникала аура интеллектуального драйва. Общаться со всеми — большое удовольствие.

Распространенная проблема научно-популярных выступлений — “лекционный” формат подачи материалов, когда спикеры, как студентам, сначала дают определения и обозначения, а потом начинают рассказывать, как это используется, и только в конце доходят до интересного. Еще проблема — презентации с большим количеством текста, который невозможно прочесть за время показа слайдов», — Светлана Боринская.

Что нового планируется в следующем наборе?

Преподаватели и выпускники поделились комментариями и пожеланиями об устройстве «Школы». С учетом их замечаний мы, скорее всего, удлиним программу с двух месяцев до трех: добавим промежуточные встречи участников для отработки лекций. Больше внимания уделим обсуждению взаимодействия с аудиторией. Планируем добавить лекции графиков и дизайнеров — чтобы каждый мог самостоятельно готовить иллюстрации для своих публичных лекций. Отчетный лекторий третьего набора мы сделаем открытым для всех желающих. Новым ментором по актерскому мастерству будет Дмитрий Козельский.

Посмотреть фотографии отчетных выступлений «Школы лекторов» можно в «Фейсбуке» «Вконтакте».

Новый набор в Школу лекторов откроется ориентировочно в апреле. Следите за новостями в социальных сетях и на сайте.

Вы можете адресно поддержать программу «Школа лекторов», пройдя по ссылке.


Новости по теме




back to top