Слёт просветителей 2018. Трансляция
- Основная трансляция Слёта просветителей 2018: дискуссии, лекции и сессия 10-минутных выступлений о новостях популяризации науки этого года! Зал «Навигатор».
10:00–10:10 | Открытие Слёта просветителей. Представление программы на день |
10:10–10:20 | Приветственное слово совета фонда «Эволюция» |
10:20–10:30 | Приветственное слово: Алексей Хохлов Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, вице-президент Российской академии наук |
10:30–12:00 | Панельная дискуссия
В России существует живая экосистема популяризаторов и просветителей со всеми естественными для сообщества процессами (враждебностью, конфликтами интересов, взаимопомощью, инициативами, партнерством, борьбой за ресурсы, паразитизмом и т.д.). Нередко на развитие этой экосистемы оказывает сильное воздействие государственная политика. Не только финансовыми, но и административными, политическими методами. Потому что в России есть профильные государственные ведомства, заинтересованные в популяризации науки. Это РАН, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство здравоохранения, госкорпорации и институты развития (РВК, Роснано, Ростехнологии, Росатом, ФПИ и т.д.). И в этом взаимодействии двух сторон бывают удачные примеры взаимополезного сотрудничества. Однако чаще обе стороны не очень удовлетворены друг другом, потому что между ними существует ряд противоречий. Задача панельной дискуссии — сформулировать основные противоречия, обсудить их и попытаться найти решения.
«Государство и сообщество популяризаторов: большие иллюзии или большие возможности?»Участники:
Научный обозреватель Общественного телевидения России, ведущая программы «Гамбургский счет», сооснователь акции «Открытая лабораторная» Зал «Навигатор» |
12:00–12:30 | Перерыв |
12:30–13:15 | Лекция «Управляя ожиданиями: является ли повышение престижа науки безусловно полезным?»
Популяризация науки — часть комплекса научных коммуникаций, задачей которого принято считать «отчет перед обществом о проделанной работе», а результатом — повышение престижа работы ученого и науки в целом. Так ли это? Нужно ли науке повышение её престижа? И почему результаты популяризации могут быть контринтуитивны?
Петр Талантов Член Общества специалистов доказательной медицины, сооснователь просветительского фонда «Эволюция» |
13:15–14:00 | Лекция «Publish or Perish: жизнь ученых до и после»
Публикуйся или проиграешь — влиятельный лозунг, который часто или берут на вооружение, чтобы победить и получить хорошую позицию, или пытаются низвергнуть, попрекая наукометристов и продвигая идеалы «медленной» науки. Однако роль этого принципа важнее погубленных или состоявшихся карьер. Академический мир изменился и продолжает меняться вместе с тем, какое значение публикационные успехи играют в жизни ученого. Как поменялись привычки ученых в поиске и чтении научной литературы? Что случилось с peer review в научных журналах? И почему наука все менее способна производить прорывное знание? Да, без «Publish or Perish» во всех трех историях не обошлось. Катерина ГубаКандидат социологических наук, директор Центра институционального анализа науки и образования при Европейском университете в Санкт-Петербурге |
14:00–15:00 | Перерыв |
15:00–16:30 | Серия 10-минутных выступлений об успехах и провалах популяризаторов науки за прошедший год
|
16:30–16:40 | Перерыв |
16:40–17:25 | Лекция «Видовое разнообразие популяризаторов»
Еще несколько лет назад все научно-популярные лектории можно было пересчитать на пальцах одной руки. Но теперь ситуация совсем иная – едва ли кто-то сможет сходу назвать все лектории, которые есть в одной только Москве, а уж в России – тем более. Какие модели развития лекториев существуют и на кого можно обратить внимание, если вы хотите открыть свой лекторий?
Полина Кривых Выпускница и ментор «Школы лекторов» фонда «Эволюция», лектор платформы «Синхронизация», исследователь в лаборатории «Восприятие» (МГУ, факультет психологии) |
17:25–18:10 | Лекция «Популяризируй, если осмелишься»
История популяризации науки насчитывает уже около двух веков, а победа над лженаукой и различными суевериями, кажется, не стала ближе. Непонятно, приносит ли популяризация ощутимую пользу для общества и нужно ли серьёзным учёным тратить на неё свое время. Что будет, если мы откажемся от популяризации? Чем отличается популяризация науки от научных коммуникаций? Как работает научная коммуникация и какую роль в ней играет популяризация?
Алёна Гупаисова Руководитель PR-службы МФТИ (Физтех), вице-президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) |
18:10–18:30 | Перерыв |
18:40–20:10 | Панельная дискуссия «Убеждения и вера: как мы выбираем мишени?» Участники:
Доктор биологических наук, член Academia Europaea, заместитель директора ИППИ РАН, профессор «Сколтеха», НИУ ВШЭ и МГУ |
20:10–20:30 | Подведение итогов Слёта просветителей 2018 |
2. Трансляция Слёта просветителей 2018 — второй поток (мастер-классы: 12:30—14:00, 16:40—18:10). Зал «Kruzhok»
12:30–14:00 | Мастер-класс «Как объяснять науку через визуализацию?»
Научно-популярные лекции являются не только просветительской деятельностью, но и отраслью шоу-бизнеса. Чтобы добиться успеха, зачастую недостаточно просто расставить ссылки на использованную литературу в нужных местах. Необходимо яркое, динамичное выступление, а все сложные концепции должны быть максимально наглядно продемонстрированы.
На мастер-классе вы узнаете, как пользоваться широкими возможностями анимирования в Powerpoint и создавать настоящие мультфильмы на слайдах, а также прямо на месте сможете заанимировать систему CRISPR-Cas9. Максим Казарновский Студент ФФМ МГУ, куратор «Школы лекторов» фонда «Эволюция» |
16:40–18:10 | Мастер-класс «Как написать научно-популярную книжку?»
Ася Казанцева — один из самых успешных авторов научпопа в России. Суммарный тираж первых двух её книг составляет около 65 тысяч экземпляров, и эта цифра резко увеличится, когда в 2019 году она выпустит третью. Как и зачем писать научно-популярные книжки? Кто может это делать в принципе и кто может делать это хорошо? Зачем нужны редакторы? Как найти мотивацию и поддерживать её на длинной дистанции? Как изданные книжки отражаются на жизни их создателей?
Ася Казанцева Научный журналист, автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов», лауреат премии «Просветитель», член совета фонда «Эволюция» |
3. Трансляция Слёта просветителей 2018 — третий поток (мастер-классы: 12:30—14:00, 16:40—18:10). Зал «Молодые профессионалы».
12:30–14:00 | Мастер-класс «Как сделать из детей ученых?»
Как устроены задачи олимпиад по лингвистике? Как происходит работа со школьниками на Летней лингвистической школе, которая проводится с 1992 года (в 2016–2017 году — при поддержке фонда «Эволюция»)? Как организован учебный процесс, и какие исследования школьники могут делать самостоятельно, пусть и при поддержке взрослых учёных? Александр Пиперски Кандидат филологических наук, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ, лауреат премии «Просветитель–2017». |
16:40–18:10 | Мастер-класс «Как заставить технику(ов) работать?»
Организация мероприятия — это всегда головная боль. А организация крупного мероприятия со звуком, видеозаписью и онлайн-трансляцией вообще может довести до инфаркта. В ходе мастер-класса вы узнаете об очевидных и не очень подводных камнях технического сопровождения научных и научно-популярных мероприятий, узнаете, как типичные ошибки отражаются на звуке, картинке и эмоциях зрителей. А главным итогом мастер-класса станут чеклисты для мероприятий разных форматов.
Артур Залевский Научный стример проекта Future Biotech Live, аспирант Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова, м.н.с Первый МГМУ им И.М. Сеченова |