Слёт просветителей 2018. Трансляция

Слёт просветителей 2018. Трансляция


  1. Основная трансляция Слёта просветителей 2018: дискуссии, лекции и сессия 10-минутных выступлений о новостях популяризации науки этого года! Зал «Навигатор». 




margin-left
10:00–10:10 Открытие Слёта просветителей. Представление программы на день
10:10–10:20 Приветственное слово совета фонда «Эволюция»
10:20–10:30 Приветственное слово: Алексей Хохлов
Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, вице-президент Российской академии наук

10:30–12:00 Панельная дискуссия
В России существует живая экосистема популяризаторов и просветителей со всеми естественными для сообщества процессами (враждебностью, конфликтами интересов, взаимопомощью, инициативами, партнерством, борьбой за ресурсы, паразитизмом и т.д.). Нередко на развитие этой экосистемы оказывает сильное воздействие государственная политика. Не только финансовыми, но и административными, политическими методами. Потому что в России есть профильные государственные ведомства, заинтересованные в популяризации науки. Это РАН, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство здравоохранения, госкорпорации и институты развития (РВК, Роснано, Ростехнологии, Росатом, ФПИ и т.д.). И в этом взаимодействии двух сторон бывают удачные примеры взаимополезного сотрудничества. Однако чаще обе стороны не очень удовлетворены друг другом, потому что между ними существует ряд противоречий. Задача панельной дискуссии — сформулировать основные противоречия, обсудить их и попытаться найти решения.
 «Государство и сообщество популяризаторов: большие иллюзии или большие возможности?»
Участники:
  • Алексей Хохлов
    Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, вице-президент Российской академии наук.

  • Юрий Ковалев
    Астрофизик, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией внегалактической радиоастрономии Астрокосмического центра ФИАН и лабораторией фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ.

  • Сергей Попов
    Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ.

  • Егор Задереев
    Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, руководитель группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН.

  • Алексей Водовозов
    Научный журналист, врач-терапевт высшей квалификационной категории, автор книги «Пациент разумный. Ловушки "врачебной" диагностики, о которых должен знать каждый».

  • Арина Пушкина
    Генеральный директор Ассоциации Science Slam Россия.

Модератор: Ольга Орлова
Научный обозреватель Общественного телевидения России, ведущая программы «Гамбургский счет», сооснователь акции «Открытая лабораторная»


Зал «Навигатор»

12:00–12:30 Перерыв

12:30–13:15 Лекция «Управляя ожиданиями: является ли повышение престижа науки безусловно полезным?»
Популяризация науки — часть комплекса научных коммуникаций, задачей которого принято считать «отчет перед обществом о проделанной работе», а результатом — повышение престижа работы ученого и науки в целом. Так ли это? Нужно ли науке повышение её престижа? И почему результаты популяризации могут быть контринтуитивны?

Петр Талантов
Член Общества специалистов доказательной медицины, сооснователь просветительского фонда «Эволюция»


13:15–14:00 Лекция «Publish or Perish: жизнь ученых до и после»
Публикуйся или проиграешь — влиятельный лозунг, который часто или берут на вооружение, чтобы победить и получить хорошую позицию, или пытаются низвергнуть, попрекая наукометристов и продвигая идеалы «медленной» науки. Однако роль этого принципа важнее погубленных или состоявшихся карьер. Академический мир изменился и продолжает меняться вместе с тем, какое значение публикационные успехи играют в жизни ученого. Как поменялись привычки ученых в поиске и чтении научной литературы? Что случилось с peer review в научных журналах? И почему наука все менее способна производить прорывное знание? Да, без «Publish or Perish» во всех трех историях не обошлось.
Катерина Губа
Кандидат социологических наук, директор Центра институционального анализа науки и образования при Европейском университете в Санкт-Петербурге

14:00–15:00 Перерыв

15:00–16:30 Серия 10-минутных выступлений об успехах и провалах популяризаторов науки за прошедший год

  • Антон Первушин
    Писатель, научный журналист, историк космонавтики, финалист премии «Просветитель—2017»
     «Битва с рептилоидом, или Как я судился с Игорем Прокопенко» Подробнее
    В конце прошлого года Антон подал в суд на популярного телеведущего канала РЕН-ТВ Игоря Прокопенко. Предметом иска стало неправомерное цитирование старого интервью, фрагменты из которого Прокопенко использовал в своих лженаучных книгах. Однако в ходе процесса Антон из обвинителя превратился в обвиняемого. Суд стал хорошим уроком, и теперь я готов рассказать, что нужно делать для предотвращения повторения ситуации в будущем. Как отстоять свои авторские права и защитить свое достоинство? Как доказать, что ты просветитель, а не актер? Как добиться справедливости? И стоит ли тратить свое время на участие в телевизионных проектах? 
  • Дарья Саркисян
    Медицинский журналист, редактор интернет-издания «Медуза», соосновательница телеграм-канала «Намочи манту». Автор книги «Обои-убийцы, ядовитая вода и стул-обольститель. Как выжить в собственной квартире»
     «"Намочи манту": как телеграм-канал, придуманный для друзей, стал второй работой?» Подробнее
    Телеграм-канал «Намочи манту» из канала для друзей превратился в настоящее научно-популярное СМИ: сейчас у него 70 тысяч подписчиков. Для его основателей он стал второй работой, лишил их свободного времени и частично сна. Зачем ввязываться в такой трудозатратный проект? Можно ли на нём заработать? И что делать медицинскому журналисту, если медицинской журналистике никто не учит?


  • Антон Голышев
    Выпускник химического факультета СпбГУ, выпускник «Школы лекторов» фонда «Эволюция», организатор научных турниров.
     «Научные турниры для школьников и студентов: что это такое и зачем они нужны?» Подробнее
    Многие привыкли к однообразности школьной и студенческой программы – занятия, практикумы, в лучшем случае доклады и конференции. Во всех этих видах деятельности довольно мало взаимодействия между учениками и фидбека от преподавателей. Но на сегодняшний день существует принципиально отличающийся формат обучения – научные турниры. Что это за формат? Почему он не только очень интересен, но и полезен? Какие на сегодняшний день существуют научные турниры для школьников и студентов?


  • Евгений Насыров
    Руководитель акции «Открытая лабораторная», главный редактор сайта laba.media
     «Laba.media: успехи и неудачи» Подробнее
    Совсем недавно появился новый научно-популярный сайт laba.media. «Лаба» рассказывает через тесты, видео и подкасты, как устроен человек и окружающий мир с точки зрения естественных наук. Как он связан с акцией «Открытая лабораторная»? Почему оба проекта не могут существовать друг без друга? Что важнее всего понимать при запуске науч-поп проекта и зачем нужен еще один научно-популярный сайт? Оправдывает ли себя формат подкастов? 


  • Виктория Моисеева
    Программный директор проекта Pint of Science
     «Плюсы и минусы работы с волонтёрами» Подробнее
    Почти все научно-популярные мероприятия прибегают к помощи волонтёров: они проверяют регистрации, провожают спикеров или помогают продвигать ивент в соцсетях. Какие классические волонтерские схемы существуют и что получается, если имплементировать их в российские реалии? Можно ли построить проект, работая с организационной командой исключительно на волонтерских началах?


  • Василий Ключарёв
    Нейробиолог, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, эксперт телевизионных шоу «Удивительные люди»
    «Проект "Удивительные люди" с точки зрения учёного» Подробнее
    Роль эксперта в проекте «Удивительные люди» предполагает короткий научный комментарий к выступлению людей, демонстрирующих неординарные способности. Проект развлекательный, поэтому, предоставляя уникальную возможность говорить с широкой аудиторией, он накладывает ограничение на степень сложности научного комментария. В чем достоинства и недостатки формата? Сложно ли учёному работать в телевизионном шоу?


  • Андрей Бабицкий
    Главный редактор проекта «ПостНаука»
     «Эксперименты "ПостНауки"» Подробнее
    За последнее время ПостНаука выпустила сразу несколько новых проектов, которые далеко ушли от привычного жанра «ученый читает лекцию». Например, мы выпустили мультсериал про историю вселенной и издали художественную книгу. Что еще можно сделать, сохраняя наше обычное чертовски серьезное отношение к научной экспертизе, и где проходят границы этого метода?


  • Артём Акшинцев
    Глава научно-популярного экспедиционного сообщества Russian Travel Geek, руководитель Первой научно-популярной библиотеки, м.н.с. ИВП РАН
     «Что такое научно-популярные экспедиции и почему о них пишут в Nature»  Подробнее
    10 октября на сайте журнала Nature была опубликована статья «Why working as a travel guide or cruise lecturer can be an effective form of science outreach» -— «Почему работа научным гидом может являться эффективной формой популяризации науки». Авторы статьи предполагают, что это движение — одно из самых свежих и важных веяний, возникших на ниве популяризации науки в наши дни. Станут ли научно-популярные экспедиции международным трендом в популяризации науки?

16:30–16:40 Перерыв

16:40–17:25 Лекция «Видовое разнообразие популяризаторов»
Еще несколько лет назад все научно-популярные лектории можно было пересчитать на пальцах одной руки. Но теперь ситуация совсем иная – едва ли кто-то сможет сходу назвать все лектории, которые есть в одной только Москве, а уж в России – тем более. Какие модели развития лекториев существуют и на кого можно обратить внимание, если вы хотите открыть свой лекторий?

Полина Кривых
Выпускница и ментор «Школы лекторов» фонда «Эволюция», лектор платформы «Синхронизация», исследователь в лаборатории «Восприятие» (МГУ, факультет психологии)

17:25–18:10 Лекция «Популяризируй, если осмелишься»
История популяризации науки насчитывает уже около двух веков, а победа над лженаукой и различными суевериями, кажется, не стала ближе. Непонятно, приносит ли популяризация ощутимую пользу для общества и нужно ли серьёзным учёным тратить на неё свое время. Что будет, если мы откажемся от популяризации? Чем отличается популяризация науки от научных коммуникаций? Как работает научная коммуникация и какую роль в ней играет популяризация?

Алёна Гупаисова
Руководитель PR-службы МФТИ (Физтех), вице-президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН)

18:10–18:30 Перерыв

18:40–20:10 Панельная дискуссия «Убеждения и вера: как мы выбираем мишени?» 
Участники:
  • Георгий Базыкин
    Кандидат биологических наук, PhD Принстонского университета, зав. сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН, ведущий научный сотрудник Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ

  • Антон Барчук
    Исполнительный директор Ассоциации онкологов СЗФО, научный сотрудник Университета Тампере и ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова»

  • Александр Соколов
    ]основатель и главный редактор научно-просветительского портала «Антропогенез.ру», руководитель оргкомитета антипремии «Почетный академик ВРАЛ»

  • Алексей Эрлих
    Доктор медицинских наук, врач-кардиолог, заведующий отделением кардиореанимации ГКБ №29 г. Москвы

  • Александр Сергеев
    Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований

Модератор: Михаил Гельфанд
Доктор биологических наук, член Academia Europaea, заместитель директора ИППИ РАН, профессор «Сколтеха», НИУ ВШЭ и МГУ

20:10–20:30 Подведение итогов Слёта просветителей 2018




2. Трансляция Слёта просветителей 2018 — второй поток (мастер-классы: 12:30—14:00, 16:40—18:10). Зал «Kruzhok»






margin-left
12:30–14:00 Мастер-класс  «Как объяснять науку через визуализацию?»
Научно-популярные лекции являются не только просветительской деятельностью, но и отраслью шоу-бизнеса. Чтобы добиться успеха, зачастую недостаточно просто расставить ссылки на использованную литературу в нужных местах. Необходимо яркое, динамичное выступление, а все сложные концепции должны быть максимально наглядно продемонстрированы.  На мастер-классе вы узнаете, как пользоваться широкими возможностями анимирования в Powerpoint и создавать настоящие мультфильмы на слайдах, а также прямо на месте сможете заанимировать систему CRISPR-Cas9. 

Максим Казарновский
Студент ФФМ МГУ, куратор «Школы лекторов» фонда «Эволюция»

16:40–18:10 Мастер-класс «Как написать научно-популярную книжку?»
Ася Казанцева — один из самых успешных авторов научпопа в России. Суммарный тираж первых двух её книг составляет около 65 тысяч экземпляров, и эта цифра резко увеличится, когда в 2019 году она выпустит третью. Как и зачем писать научно-популярные книжки? Кто может это делать в принципе и кто может делать это хорошо? Зачем нужны редакторы? Как найти мотивацию и поддерживать её на длинной дистанции? Как изданные книжки отражаются на жизни их создателей?

Ася Казанцева
Научный журналист, автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов», лауреат премии «Просветитель», член совета фонда «Эволюция» 


3. Трансляция Слёта просветителей 2018 — третий поток (мастер-классы: 12:30—14:00, 16:40—18:10). Зал «Молодые профессионалы».


margin-left
12:30–14:00 Мастер-класс  «Как сделать из детей ученых?»
Как устроены задачи олимпиад по лингвистике? Как происходит работа со школьниками на Летней лингвистической школе, которая проводится с 1992 года (в 2016–2017 году — при поддержке фонда «Эволюция»)? Как организован учебный процесс, и какие исследования школьники могут делать самостоятельно, пусть и при поддержке взрослых учёных? 

Александр Пиперски
Кандидат филологических наук, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ, лауреат премии «Просветитель–2017».

16:40–18:10 Мастер-класс «Как заставить технику(ов) работать?»
Организация мероприятия — это всегда головная боль. А организация крупного мероприятия со звуком, видеозаписью и онлайн-трансляцией вообще может довести до инфаркта. В ходе мастер-класса вы узнаете об очевидных и не очень подводных камнях технического сопровождения научных и научно-популярных мероприятий, узнаете, как типичные ошибки отражаются на звуке, картинке и эмоциях зрителей. А главным итогом мастер-класса станут чеклисты для мероприятий разных форматов.

Артур Залевский
Научный стример проекта Future Biotech Live, аспирант Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова, м.н.с Первый МГМУ им И.М. Сеченова 
back to top