Слёт просветителей 2017

4 ноября 2017 года просветительский фонд «Эволюция» провёл в Москве второй Слёт просветителей — второе ежегодное событие о самом важном и новом, что происходит в мире профессиональных популяризаторов науки. За 10 часов участники успели обменяться новым опытом и пообщаться с коллегами со всей страны; упор на практику позволил им освоить новые приемы и актуализировать накопленные знания; дискуссии, которые начались на Слёте просветителей и продолжаются сейчас в соцсетях и в СМИ, подтверждают, что перед просветительским сообществом по-прежнему стоит много открытых вопросов, с которыми еще предстоит работать.

Здесь собраны итоги Слёта просветителей 2017: видеозаписи выступлений и дискуссий, презентации лекторов, текстовые итоги мастер-классов и практические рекомендации, выработанные во время кейс-сессий.




Презентации


Федор Кондрашов. Применение принципов аутентичного обучения в ШМТБ

Екатерина Мищенко. Краудфандинг с нуля и президентский грант: опыт летней биологической школы «Пилигрим»

Ольга Орлова. Просветительская акция «Всероссийская Лабораторная»: удачи, ошибки и опыты

Андрей Заякин. Что можно узнать о лженауке, проводя массовый анализ текстов

Дмитрий Былинович. Один раз не организатор: как я факапил в организации научно-популярного лектория

Дарья Денисова, Дмитрий Мальков. Образование в SciComm: инструкция по применению

Георгий Соколов. Как привлечь новую аудиторию на научно-просветительское событие?

Дмитрий Мамонтов. Как писать хорошие научно-популярные статьи: основные правила и этикет

Владимир Спиридонов. Почему мы делаем ошибки при понимании научных теорий?




Итоги лекций, мастер-классов и кейс-сессий


Георгий Соколов. Как привлечь новую аудиторию на научно-просветительское событие?

Дмитрий Мамонтов. Как писать хорошие научно-популярные статьи: основные правила и этикет

Владимир Спиридонов. Почему мы делаем ошибки при понимании научных теорий?

Серафима Чичёва. Как найти лекторов и создать сообщество экспертов в своем регионе?




Видеозаписи







Публикации в СМИ



«XX2 век»: Пётр Талантов: «Надо делать то, что можешь, а волшебных рецептов нет»

«Индикатор»: Церковь популяризации, скандалы и деньги: репортаж со Слета просветителей

«Индикатор»: «Популяризация гуманитарных наук у нас — это просто трэш». Социолог Кирилл Титаев — о том, какие проблемы вскрыл «Слет просветителей»

Metkere.com: Как разговорить ученого: советы научному коммуникатору




Фоторепортаж






Программа 


Правы ли ученые, требующие от журналистов большей строгости? Правы ли популяризаторы, переводящие язык науки на бытовой человеческий? Какие конфликты в научном сообществе вскрыл меморандум о лженаучности гомеопатии? Как найти новую аудиторию и работать со сторонниками лженаучных взглядов? Целый день самые заметные российские популяризаторы науки будут вместе разбирать новый опыт, успешные проекты и проблемные ситуации, от трудностей на Geek Picnic и успеха «Всероссийской лабораторной» до поиска экспертов в регионах и получения президентского гранта. Никаких затяжных монологов — в программе только интерактивные форматы: дискуссии, мастер-классы, кейс-сессии, нетворкинг, короткие стендапы с включением слушателей и всего пара лекций.



9:00 — 10:00. Регистрация участников

10:00 — 10:15. Открытие Слёта, выступление организаторов, представление программы

10:15 — 11:30. Панельная дискуссия «Физики и лирики — враги или соратники? Меморандум о гомеопатии как маркер конфликта»
Выход меморандума о лженаучности гомеопатии в феврале 2017 года стал знаковым событием и вызвал небывалый общественный резонанс. Однако часть научного сообщества выступила с упреками и даже критикой в адрес авторов меморандума. Какие проблемы академического мира вскрыла эта дискуссия? Что в меморандуме вызвало наибольшие опасения у коллег: его «запретительная» риторика, причастность к документу чиновников из РАН, несоответствие выводов их личному опыту или неприемлемые методологические установки авторов документа — и насколько справедливы эти упреки? Почему негативная реакция исходила в основном от представителей гуманитарных наук? Какие ошибки допустили авторы меморандума и как избежать их в будущем? Как наладить диалог между учеными из разных областей и нужно ли это? Об этом поговорят антрополог Артем Космарский, социолог Любовь Борусяк, биолог Александр Панчин и врач Антон Родионов. Модератором дискуссии выступит биоинформатик Михаил Гельфанд.

Участники:

  • Любовь Борусяк
    Социолог, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
  • Артем Космарский
    Антрополог, научный сотрудник Института востоковедения РАН, редактор СМИ о науке Indicator.Ru
  • Александр Панчин
    Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИППИ РАН, соавтор меморандума о лженаучности гомеопатии
  • Антон Родионов
    Врач-терапевт, кандидат медицинских наук, доцент Сеченовского Университета, автор и научный редактор серии книг «Академия доктора Родионова», ведущий программы «Сердце доктора Родионова» на радио «Медиаметрикс»
  • Модератор: Михаил Гельфанд
    Доктор биологических наук, член Academia Europaea, заместитель директора ИППИ РАН, профессор «Сколтеха», НИУ ВШЭ и МГУ, член совета фонда «Эволюция»

11:30 — 12:00. Кофе-брейк

12:00 — 13:30. Практические занятия и одна лекция (4 параллельных потока)

  • Мастер-класс «Как привлечь новую аудиторию на научно-просветительское событие?». Георгий Соколов

    Опять на лекцию пришло 10, 15... 20 человек. И вы опять убеждаете себя, что 20 слушателей — это нормально... А ведь вроде бы такая интересная тема, вы так старались, да и город не такой уж маленький! Неужели населению совсем ничего не интересно? Но ведь ходят же они в кино и даже театр, причем за деньги. Можно ли как-то «сдвинуть» ситуацию?

    В программе мастер-класса:
    — С чего начинается любое мероприятие?
    — А есть ли у вас аудитория?
    — Где искать темы и слушателей? И где их не надо искать?
    — Как привлечь новую неподготовленную публику?
    — Почему слушатели возвращаются или почему они НЕ возвращаются?
    — Привычные мифы об организации научно-просветительский событий.

    Георгий Соколов — кандидат физико-математических наук, продюсер научно-просветительского форума «Ученые против мифов», редактор Научно-популярных афиш Санкт-Петербурга и Москвы.

  • Мастер-класс «Как писать хорошие научно-популярные статьи: основные правила и этикет». Дмитрий Мамонтов
    Почти каждый популяризатор или научный журналист в начале своей карьеры сталкивается с типичными вопросами. Допустимы ли в статье формулы? Можно ли использовать сложные термины? Как увлекательно рассказывать о темах, одно упоминание которых вызывает зевоту у большинства людей? И как не превратить свою статью в бульварную заметку о «британских ученых»? На мастер-классе мы вместе попробуем ответить на многие подобные вопросы.

    Дмитрий Мамонтов — научный редактор Политеха.

  • Мастер-класс «Образование в SciComm: инструкция по применению». Дарья Денисова, Дмитрий Мальков

    Специалисты Центра научной коммуникации Университета ИТМО расскажут о конструкторе профессиональных компетенций для научного коммуникатора. В ходе занятия слушатели познакомятся с лучшими практиками в области образования в сфере SciComm и составят для себя персональный навигатор развития. Также ведущие мастер-класса расскажут о методиках самооценки развития SciComm на примере Edge Tool, о результатах исследования «Динамика развития сферы научной коммуникации» и обсудят перспективы научной коммуникации как академической дисциплины.

    Дарья Денисова — ведущий специалист Центра научной коммуникации Университета ИТМО.

    Дмитрий Мальков — директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО.

  • Лекция «Популяризация науки: от просвещения к мракобесию». Виктор Вахштайн

    Какие социальные факторы влияют на распространение и восприятие научной информации? Какие режимы медиатизации науки существуют сегодня в России? Как это связано с исследованиями доверия к научному знанию периода холодной войны и какие исторические параллели в философских спорах «просветителей» и «догматиков» раннего Нового времени здесь обнаруживаются?

    Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, главный редактор журнала «Социология власти»

13:30 — 14:30. Обед

14:30 — 15:50. Серия коротких выступлений об успехах и провалах популяризаторов науки за прошедший год

  • Ад организатора, как вернуться живым? На примере Geek Picnic 2017. Василиса Бабицкая и Виталий Васянович

    Самым скандальным просветительским мероприятием года стал Geek Picnic 2017. Националисты и дерматоглифы на фестивале, критика организаторов Михаилом Гельфандом, отказ Аси Казанцевой от выступления, проблемы с иностранными спикерами, накладки с техникой и логистикой, затопленный реквизит. Что происходило за кулисами? С чем неизбежно сталкиваются организаторы крупных фестивалей? Какие ошибки стоит учесть будущим организаторам и популяризаторам науки? Василиса Бабицкая и Виталий Васянович расскажут об этом на примере конкретных кейсов из опыта Geek Picnic 2017.

    Василиса Бабицкая — основатель проекта «Красивая наука», научный журналист, лауреат премии «За верность науке», куратор зоны «Наука» на Geek Picnic 2017

    Виталий Васянович — руководитель научно-просветительского проекта «Зануда», куратор зоны «Наука» на Geek Picnic 2017

  • Один раз не организатор: как я факапил в организации научно-популярного лектория. Дмитрий Былинович
    Скоро два года, как «Курилка Гутенберга» пришла в Беларусь. В выступлении постараемся разобрать основные ошибки организаторов научно-популярных мероприятий, набитые кровью и потом. Лучше послушать про чужие шишки, чем набивать свои.

    Дмитрий Былинович — организатор лектория «Курилка Гутенберга» в Минске (Беларусь)

  • Применение принципов аутентичного обучения в ШМТБ. Федор Кондрашов
    Федор Кондрашов — научный директор Школы молекулярной и теоретической биологии (ШМТБ)
  • Просветительская акция «Всероссийская Лабораторная»: удачи, ошибки и опыты. Ольга Орлова
    Рассказ о том, как Всероссийский научный субботник, прошедший впервые в этом году 22 апреля под лозунгом «Приходи на научный субботник, приберись в своей голове!» превратился в международное движение OpenLaba и чего нам всем это стоило.

    Ольга Орлова — сооснователь проекта «Всероссийская лабораторная», научный обозреватель Общественного телевидения России, ведущая программы «Гамбургский счет»

  • Краудфандинг с нуля и президентский грант: опыт летней биологической школы «Пилигрим». Екатерина Мищенко
    Как несколько студентов без опыта и вложений в рекламу провели успешный краудфандинг, сделали из неформального лагеря на 10-20 человек всероссийскую летнюю школу, куда приезжают участники даже из Белоруссии и Казахстана, выиграли президентский грант, продолжая учиться (и остались живы), а также о том, как перестать беспокоиться, избежать ошибок и найти финансирование.

    Екатерина Мищенко — член команды АНО «Институт передачи биологических знаний», редактор портала Indicator.ru

  • Что можно узнать о лженауке, проводя массовый анализ текстов. Андрей Заякин
    Андрей Заякин — сооснователь сообщества «Диссернет»

15:50 — 16:00. Перерыв

16:00 — 17:30. Кейс-сессии и лекция (7 параллельных потоков)
Задачи кейс-сессий — детально разобрать конкретные примеры из практики, актуализировать практический опыт, выработать альтернативные точки зрения на сложные вопросы и алгоритмы решения распространенных проблем. Метод интервизии, используемый в кейс-сессии, предполагает структурированную выработку группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников. Во время проведения кейс-сессии все участники получают опыт поведения в рассмотренной ситуации.
  • Сессия «Как рассказывать о новостях научных институтов и университетов?»
    Модератор: Наталья Смелкова
    Руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры «РВК»
  • Сессия «Как продвигать научно-популярные мероприятия?»
    Модератор: Ксения Маренникова
    Партнер пиар-агентства «Бедуш и Маренникова»
  • Сессия «Как найти лекторов и создать сообщество экспертов в своем регионе?»
    Модератор: Серафима Чичева
    Руководитель просветительского проекта «МатЧасть» (Краснодар)
  • Сессия «Как найти деньги на научный или образовательный проект?».
    Модератор: Екатерина Мищенко
    Руководитель проектов в АНО «Институт передачи биологических знаний», научный журналист, редактор информационно-сервисного портала о науке Indicator.Ru
  • Сессия «Как работать со сторонниками лженаучных взглядов?»
    Модератор: Алексей Водовозов
    Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог
  • Сессия «Как преодолеть разногласия внутри сообщества популяризаторов и нужно ли это?»
    Модератор: Светлана Боринская
    Доктор биологических наук, зав. лабораторией анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, пресс-секретарь того же института
  • Лекция «Почему мы делаем ошибки при понимании научных теорий?». Владимир Спиридонов
    В лекции речь пойдет об особенностях человеческого мышления, в явном виде препятствующих пониманию сложных научных построений, которые противоречат некоторым «естественным» правилам работы с информацией.

    Владимир Спиридонов — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС

17:30 — 18:00. Кофе-брейк

18:00 — 19:30. Панельная дискуссия «Не соврешь — не расскажешь? Границы допустимого при переводе с научного на человеческий»
Наука — точное знание, а значит, она не допускает никакого упрощения. Популяризация — прямой путь к вульгаризации и массовым фальсификациям. Не приглашены в «закрытый клуб» — пожалуйста, на выход. Ощущение простоты и доступности науки — заблуждение непосвященных. Что не так с этими утверждениями? В каких ситуациях упрощения неизбежны? Правы ли ученые, требующие от журналистов большей строгости? Правы ли популяризаторы, переводящие научный язык на бытовой человеческий? Как сочетать продаваемость с достоверностью и простоту с научной строгостью?

Участники:

  • Андрей Бабицкий
    Главный редактор ИД «Постнаука»
  • Елена Когтева
    Специалист по научным коммуникациям, руководитель группы по формированию информационной политики Фонда перспективных исследований 
  • Константин Северинов
    Молекулярный биолог, профессор Университета Ратгерса и Сколковского Института науки и технологий 
  • Евгения Тимонова
    Натуралист, автор и ведущая видеоблога «Всё как у зверей» 
  • Михаил Фейгельман
    Заместитель директора Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау, член рабочей группы «Корпуса экспертов по естественным наукам»
  • Антон Чугунов
    Главный редактор издания «Биомолекула», старший научный сотрудник Института биоорганической химии
  • Модератор: Алексей Семихатов
    Физик, математик, ведущий программы «Вопрос науки» на канале «Наука», председатель жюри премии «Просветитель»

19:30 — 20:00. Подведение итогов и закрытие Слёта просветителей

После 20:00. Afterparty в ближайшем крафтовом пабе (адрес сообщим дополнительно)




Участие


Участие бесплатное и только по приглашению организаторов. Единственная форма приглашения — письмо от фонда «Эволюция» со ссылкой на регистрацию. Если вам кажется, что мы должны были вас позвать, но это не случилось, — свяжитесь, пожалуйста, с менеджером мероприятия Юлией Мякочиной: j.myakochina@evolutionfund.ru. Скорее всего, мы очень хотели вас пригласить, но письмо попало в спам или у вас изменились контакты.




Место и время проведения


Место: Москва, Малый Конюшковский переулок, дом 2, 3-й этаж, коворкинг-центр АСИ «Точка кипения»

Проезд: до станций метро «Краснопресненская» или «Баррикадная», далее 8 минут пешком

Дата и время: суббота, 4 ноября 2017, 9:00–20:00

Новости Слёта-2017 в соцсетях: Вконтакте, Facebook




Информационные партнеры








Слёт просветителей 2016


В прошлом году мы обсудили ключевые проблемы просветительского сообщества — от допустимых способов популяризации науки до оценки ее эффективности. В этом году в программе еще больше интерактива и возможностей для активного участия, а среди участников — еще больше профессионалов со всей России: организаторов научных событий, ученых, лекторов, модераторов, научных коммуникаторов, журналистов, писателей, блогеров и участников других проектов, занимающихся популяризацией науки.


Новости по теме




back to top